Мудрый Шекспир очень точно уловил общую закономерность: все люди в разных ситуациях играют определенные роли. Собравшись вместе даже с общей для всех целью, люди никогда не ведут себя одинаковым образом, будто в настоящем театре, где у каждого свое амплуа. Кто же обычно живет в корпоративном "теремочке"?

"Вожаки" и "вечные исполнители"

В своем репертуаре. Даже детям понятно, что в каждой конторе должен быть начальник. И тот, кто стоит у руля, должен быть умнее и смелее остальных. Но это, конечно, очень условная схема. На практике лидерство в коллективе нередко разделяется между несколькими персонажами. Самый распространенный вариант - лидер формальный (начальник) и лидер неформальный (некто уважаемый и авторитетный).

Иван Сергеич отдает распоряжения, а Любовь Ивановна на собрании берет слово: "Понимаете, Иван Сергеич, тут коллектив считает, что..."

На противоположном" полюсе" от вожаков - работники, которые совершенно не желают находиться в авангарде и вести за собой кого угодно. Они вовсе не обязательно лентяи и бездельники. Даже хороший специалист может открещиваться от любых попыток повысить его в должности и тем более руководить кем-то.

Содержание роли. Перед формальным лидером стоит множество задач. Основная из них - результат, эффективность. Поэтому ему приходится учиться быть в определенных ситуациях жестким, идти на непопулярные меры. Для неформального вожака главное другое - отношение. Он - профессиональный выразитель интересов большинства. Потеряет доверие коллег - выйдет из роли.

А принципиально "пасущие задних"? Они попросту опасаются отвечать за других. Когда сам выполняешь определенную работу - и чувствуешь себя уверенней. А что, если ошибется твой подчиненный? Придется получать за него шишки от вышестоящего начальства, а это некомфортно.

Конфликт. Гладко идут дела в коллективе, где формальный и неформальный лидеры удачно поделили сферы влияния. Директор, скажем, в командировки ездит черпать передовой опыт, а зам вдохновляет команду на трудовые подвиги. Хуже, если второй чувствует себя более правым и компетентным, чем первый. Тогда начинается борьба за власть с разделением рядовых тружеников на "партии короля и кардинала"... А продуктивность тем временем падает. Держится разве что за счет молчаливых "пасущих задних", которые предпочитают поддерживать нейтралитет...

Что касается их самих, то с этим типом подчиненных руководители нередко допускают ошибки. Или силой пытаются подтолкнуть умелого, но пассивного специалиста наверх, а тот честно старается оправдать доверие, но командовать все равно не умеет и только портит все дело. Или заподозрят в тихоне скрытого врага и саботажника — и изводят бедолагу, теряя при этом ценного кадра. А ведь, возможно, для общего блага стоило бы просто дать этим людям негромко заниматься своим делом...

"Всеобщий любимчик" и "неудачник"

В своем репертуаре. Когда Алиса входит, все ей улыбаются. Потому что и она всех коллег воспринимает как родных. Бывает, она опаздывает. Или отчаянно не укладывается в график. В таком случае ей обязательно стараются помочь. Или хотя бы от души пожалеть (а она всегда изливает свои радости и горести публично и непосредственно). Даже шеф проштрафившуюся Алису не отчитает сурово, а пожурит по-отечески. Она, возможно, немного и бестолкова, но такая душка - увлеченная, искренняя...

С Машей все наоборот. Она может добровольно взять на себя дополнительное задание, но никто не сочтет это сверхгероизмом. Когда у нее что-нибудь не выходит, она только мрачнеет и замыкается в себе. Отчего кажется окружающим неприветливой букой. Она не относится к коллегам плохо, просто не умеет делать нужные комплименты, не проявляет интереса к безобидной сплетне в курилке...

Содержание роли. Это только на первый взгляд кажется, что работникам с одинаковыми обязанностями живется одинаково легко и трудно. Два описанных выше персонажа обладают противоположными умениями: облегчать себе работу и усложнять ее себе. "Всеобщий любимец" - экстраверт, привык ориентироваться на окружающих, в любом вопросе делает ставку на общение. "Неудачник" же, переживая и пережевывая все внутри, отчаянно не умеет приспосабливаться к обстановке. Он полагается на себя и побаивается других.

Конфликт. Результаты такого психологического разделения труда - соответствующие. Любимец держится на плаву в любой ситуации. Правда, часто быстро перестает расти в профессиональном плане - его при любом уровне усилий и умений "неплохо кормят". И новый начальник, менее сентиментальный, вполне может задаться вопросом: "А зачем мы держим на этом месте такого малокомпетентного человека?"

Неудачник может долго оставаться на окраине всей жизни офиса более-менее безбедно. Только вот неприятность: когда чувствуешь себя лишним и вечно незамеченным, начинаешь все больше сомневаться в своих способностях и все острее завидовать более успешным сотрудникам. Так можно до конфликта доработаться. Или до болезни. Полезнее будет предпринять некоторые усилия, чтобы "выйти из тени"! Не обязательно пытаться стать - проявление животного интереса к делу и людям уже снимает некоторое количество ненужных проблем.

"Трудовая пчелка" и "равнодушный"

В своем репертуаре. Редакция одной газеты славится уникальным корректором (назовем ее Валей). Эта фантастическая женщина ни за какие коврижки не покинет свой пост, пока не вычитает последнюю строчку из кипы, которой завалят ее недотепы, вечно сдающие материалы не в срок. Если ей попадется спорный дефис, в поисках самой последней истины Валя поднимает тонну справочников.

Корреспондент Анечка ее совершенно не понимает. Зачем тратить здоровье, которое у человека одно, на такие подвиги, которые все равно не будут оценены в крупную сумму? Ну, проскочит опечатка или лишний знак, так ведь никто от этого не умрет. Сама она над своими творениями особенно не задумывается. В конце концов, это только служба, за стенами которой ее ждут дела поважнее. А если что вдруг не так, так корректоры ж есть. Вот Валентина уникальная на что?

Содержание роли. Да, это повсеместное явление: большинство работы делается меньшинством работников. Поскольку приоритеты у них в жизни непохожие. В некоторых случаях в спокойном отношении к выполняемым обязанностям нет ничего страшного. Почему бы и не делать заданное "от сих до сих", а ровно в шесть не уходить домой?

Если никто от этого не пострадает, а самовыражаешься как личность не там, где платят за усилия? Однако без самозабвенных фанатов своего дела, для которых оно на первом месте по жизненной важности, ни одно дело долго не держится...

Конфликт. Старательный передовик трудится не за страх, а за совесть. И нередко в стахановском порыве и себя измучивает, и коллегам надоедает своей требовательностью. "Горящий на работе" никогда не поймет и не одобрит "равнодушного", будет требовать и от него пятилетки за три года... Тот, в свою очередь, только убеждается во вредности трудоголизма и перфекционизма и становится еще менее старательным. На роль "воспитателя отстающих" нужен все-таки некто более терпеливый и снисходительный. Поэтому атмосфера в организации ровнее, когда трудовые пчелка не пересекаются лишний раз со своими антиподами: одни бьют рекорды на передовой, другие решают несложные текущие задачи в тылу.

"Преследователи", "жертвы" и "спасители"

В своем репертуаре. Коллектив рекламного агенства "NN" можно использовать в качестве наглядного пособия при изучении одной из самых невеселых рабочих ролевых схем. Там все время идет охота. Сначала начальница постоянно придиралась к одному из подчиненных. Дело закончилось увольнением по собственному желанию. Взяли нового работника. За него тут же "принялись" двое старожилов. Тот пытался защищаться от нападок, но все-таки предпочел поискать счастья в другом месте. И это еще что: у них бывает, что весь коллектив отчего-то враждебно настраивается против одного из своих членов... Помимо "хищников" и их "добычи" есть в офисе и несколько "гринписовцев", пытающихся как-то помочь угнетенным.

Содержание роли. Почему больше всех вечно достается именно Свете, даже если провинился весь отдел? Непонятно. За что вдруг менеджер среднего звена Топоров взъелся на новенькую секретаршу Любочку, хотя она старается изо всех сил? Загадка! Может быть, так сложилось по чистой случайности?

И все-таки некая логика в распределении таких "должностей" есть. Внутренняя, психологическая. Преследователем часто становится человек, которому когда-то досталось самому. Но ответить обидчику он не мог. Теперь он выбрал жертву - и отплачивает ей за какие-то свои собственные неприятности и неудачи. Скорее всего, неосознанно. Возможно, чем-то объект его действий напоминает нынешнему преследователю суровую мачеху или деспота - декана...

Жертва томится и изнывает: "За что?!" Но действует чаще всего вяло, даже порой как будто напрашивается на очередную обиду. Может быть, предпочитает страдать? А что, в этом тоже есть своеобразная "выгода": можно освободить себя, несправедливо гонимого, от всякой ответственности. А спаситель? Что ж, он проявляет благородство.

Есть повод считать себя хорошим! Втайне радуясь: хорошо, что изводят не меня... Конфликт. Когда в "драматический треугольник" втягивается значительная часть коллектива, логика и стремление к целесообразности понемногу оставляют трудящихся. Вся жизнь офиса происходит на сплошных эмоциях. Преследователь испытывает праведное негодование. Жертва паникует, обижается, суетится, переживает. Спаситель чувствует жалость и "призывает милость к падшим". Никто нормально не работает. Некогда. Все заняты военными маневрами. Преследовательно некогда заниматься делом - он ищет изъяны в защите жертвы. Жертве некогда взяться за отчет - она переживает, что вот-вот на нее опять за что-нибудь накричат, и бегает в аптеку за валерьянкой и валидолом. Спасителю тоже некогда, он с интересом наблюдает за диспозицией и держит наготове дежурную жилетку.

Маски прочь!

Откуда, хотелось бы знать, берется то или иное распределение? Это штампы, маски? А может быть, неизбежная закономерность? И можно ли, интересно, избавиться от невыгодной роли и приобрести выгодную? А то и вообще не вписываться ни в какие роли?

А это смотря какой целью задаться и как внутренне настроиться. Чаще всего человек занимает определенную неформальную нишу, если она пустует, а в его характере есть склонность именно к такому поведению. Скажем, если вечно обиженный и ущемленный член коллектива уволился, должность "козла отпущения" в коллективе становится вакантной. И если взятый на его место человек тоже робкий и нерешительный, его неизбежно станут рассматривать в том же качестве. При наличии же, скажем, записной "трудовой пчелки" даже старательный сотрудник может остаться просто рядовым: свой передовик в организации уже имеется.

Роль во многом состоит из ожидаемого типа поведения. Хотите стать любимчиком - источайте открытость и человеколюбие, сосредоточенно погружайтесь в документы, не отрываясь даже на чай - и вскоре неизбежно попадете в типичные вечные исполнители...

Поэтому чтобы сломать роль, которая уже начала устанавливаться, нужно вести себя по-другому. Неожиданно, парадоксально. А если ваши коллеги по каким-то своим причинам всеми силами удерживают вас, скажем, в роли жертвы, и вы чувствуете, что силы эти существенно превосходящие - для сохранности психического здоровья лучше поменять место. Однако там уже с самого начала не давать себя в обиду!

И, наконец, перечисляя роли в офисном театре, мы еще не сказали о самой главной. Есть ведь еще и "золотая середина". Умеренно дружелюбный, достаточно гибкий и приспосабляемый, неприхотливый без страдательности и старательный без фанатизма работник. Он - основа коллектива, та самая норма, на фоне которой разыгрываются офисные комедии и драмы!

Все такие разные

Почему одни рвутся вперед, а другие предпочитают позицию "моя хата с краю"? Согласно одной из классификаций характеров, люди делятся на несколько условных психотипов.

  • Паранойяльный. Стремится быть первым, идет напролом. Ему нужно непременно все контролировать. Не терпит возражений, не понимает нюансов.
  • Истероид. Яркий, общительный. Любит быть на виду. Не умеет углубляться в детали, во всем "скользит по поверхности".
  • Шизоид. Обратный случай. Замкнутый, склонный к изоляции. С головой уходит в свое дело, забывая об окружающем мире.
  • Психастеник. Скрупулезный, добросовестный, требовательный и к себе, и к другим. Не переносит суеты, спешки, крика.

Наверняка каждый и без тестов признаёт в "вечном исполнителе" психастеника, а в "офисной звезде", которая работает исключительно на эффектный имидж, - истероида. Психологи говорят: важно, чтобы в коллективе представители всех этих типов были на своих местах и при этом уравновешивали друг друга. Скажем, при паранойяльно-истероидном начальнике хорошо иметь психастенического заместителя. А отдел, где рождаются технические идеи или разрабатываются компьютерные программы, не обойдется без талантливых "шизоидов".